КАРЛСОН - автоматизируем регулировку оборотов двигателя в зависимости от температуры (old edition)
Блок выполняет четыре функции:
1. Включает КАРЛСОН при температуре двигателя 80 Цельсия на треть мощности при скорости машины V<40 км/час
2. При скорости машины V > 40 км/час отключает КАРЛСОН.
3. Индикация минимального уровня ОЖ в расширительном бачке.
4. Индикация перегрева двигателя. Температура больше 95 Цельсия.
После установки блока, температура двигателя не поднималась выше 90 Цельсия. Даже в жаркое лето 2010 г. Ни разу не включался вентилятор охлаждения на полную мощность. В салоне машины шум от работающего вентилятора на треть мощности совершенно не слышно. Что зимой, что летом стрелка указателя температуры находится в одном положении.
Работа схемы
1. При холодном двигателе напряжение на датчике температуры ТМ-106 высокое. Чем выше температура, тем ниже напряжение на датчике ТМ-106. DA1 – счетверённый компаратор К1401СА1 (LM339N), 4 компаратора в одном корпусе. Напряжение на 4 выв. компаратора DA1-1 больше, чем на 5 выв. На выходе компаратора 2 выв. – низкий уровень. Транзистор VT1 заперт, таймер DA2 отключён, транзистор VT4 заперт, двигатель вентилятора отключен. При достижении установленной температуры, например 80 Цельсия, напряжение на 4 выв.< 5выв. На выходе DA1-1, 2 выв. высокий уровень. Транзистор VT1 включается до насыщения, подключает -12В к 1выв. DA2, если скорость машины меньше 40 км/час. Таймер вырабатывает импульсную последовательность, у которой отрицательный уровень в два раза короче, чем положительный. Полевый транзистор IRF4905 открывается отрицательными импульсами. На двигатель поступает импульсный ток. На полной мощности ток двигателя – 7,2А, на треть мощности – 2,5А. Поскольку транзистор VT4 полевый IRF4905 (MOSFET), падение напряжения на открытом транзисторе не более 0,1В. Радиатор для IRF4905 не требуется. Установка порога включения двигателя вентилятора от температуры – потенциометр R4.
От датчика скорости (инжектор) на схему поступает импульсная последовательность. Выпрямленное напряжение поступает на вход компаратора. Это напряжение связано со скоростью машины. Больше скорость – больше напряжение. При скорости 40 км/час и более компаратор переключается и своим выходом (13 выв.) блокирует базу транзистора VT1 на общий провод. КАРЛСОН отключается, т.к. встречный поток воздуха достаточен для продувки радиатора. Порог переключения от скорости машины потенциометр R7.
2. В качестве датчиков уровня ОЖ применены саморезы длиной 25 – 30мм. Расстояние между саморезами – (20-30)мм., располагаются горизонтально. К головкам саморезов припаиваются плоские разъёмы (папа). На подводящих проводах плоские разъёмы “мама”. После ввинчивания саморезов в расширительный бачок, стыки промазываются эпоксидным клеем. Датчики располагаются ниже MIN примерно на 10мм.
Когда датчики погружены в тосол (ОЖ), напряжение на 9выв. компаратора DA1-3 меньше, чем на 8 выв. На выходе DA1-3 14выв. низкий уровень. Транзистор VT3 заперт, таймер DA3 отключен, светодиод HL1 не светится. При понижении уровня ОЖ в расширительном бачке, когда хотя бы один из датчиков теряет контакт с тосолом, напряжение на 9выв. становится больше, чем на 8 выв. Напряжение на выходе DA1-3 14выв. – высокий уровень. Транзистор VT3 открывается до насыщения, подключает -12В к 1 выв. DA3. Таймер вырабатывает импульсную последовательность. Светодиод “моргает” с частотой (0,5 -1)Гц.
Светодиод, диаметром 3мм красный, установлен у правого торца шкалы указателя температуры. Зелёный с/диод “Карлсон вкл.” установлен у левого торца шкалы указателя температуры. Отверстия в шкале диаметром 3,0мм. С/диод во втулке приклеивается с обратной стороны шкалы. Рядом со с/диодом приклеивается полоска фольгированного стеклотекстолита. Фольга разделена на три контактные площадки, к которым припаиваются с/диод, резистор R23, подводящие провода.
3.При перегреве двигателя, температура больше 95 Цельсия, напряжение на 6 выв. DA1-2 станет меньше, чем на 7 выв. На выходе компаратора DA1-2 1выв. высокий уровень. Транзистор VT2 открывается, светодиод HL1 светится ровным светом (“не моргает”). Порог включения HL1 от температуры двигателя - потенциометр R5.
Для подключения блока к бортовой сети применён 7-ми контактный разъём от ЭПХХ ВАЗ. Необходимо вставить пропущенный контакт “мама” в разъём. Номер у контакта, например OUT –х6, соответствует номеру контакта на разъёме. Печатная плата изготовлена по Лазерно-Утюжной Технологии. Подробно и полно описана в Яндексе.
После переноса рисунка “печать 1”, плату просушить. Как можно точнее накернить и просверлить 2 отверстия диаметром 3мм. Положить плату на рисунок “печать 2 зеркало”, совместить окружность на “печать 2” с отверстием в плате. Далее по инструкции ЛУТ.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
Интересная схема, но вот как
Интересная схема, но вот как присобачить ее на карбюраторный двигатель без датчика скорости и тахометра?
КАРЛСОН под капотом
Поскольку коробки передач у карб. и впрысковых ВАЗ одинаковы, то можно поставить Датчик Скорости. Про тахометр в схеме ничего не говорится. Есть схема очень простая- таймер + полевый транзистор. В той схеме КАРЛСОН работает постоянно на 1/3 мощности. Схема опубликована на форуме КЛАССИКА. В.Д.