КАРЛСОН - автоматизируем регулировку оборотов двигателя в зависимости от температуры (old edition)

Блок выполняет четыре функции:
1. Включает КАРЛСОН при температуре двигателя 80 Цельсия на треть мощности при скорости машины V<40 км/час
2. При скорости машины V > 40 км/час  отключает КАРЛСОН.
3. Индикация минимального уровня ОЖ в расширительном бачке.
4. Индикация перегрева двигателя. Температура больше 95 Цельсия.

   После установки блока, температура двигателя не поднималась выше 90 Цельсия. Даже в жаркое лето 2010 г. Ни разу не включался вентилятор охлаждения на полную мощность. В салоне машины шум от работающего вентилятора на треть мощности совершенно не слышно. Что зимой, что летом стрелка указателя температуры находится в одном положении.

                                    

  Работа схемы
  1.  При холодном двигателе напряжение на датчике температуры ТМ-106 высокое. Чем выше температура, тем ниже напряжение на датчике ТМ-106. DA1 – счетверённый компаратор К1401СА1 (LM339N), 4 компаратора в одном корпусе.  Напряжение на 4 выв. компаратора DA1-1 больше, чем на 5 выв. На выходе компаратора 2 выв. – низкий уровень. Транзистор VT1 заперт, таймер DA2 отключён, транзистор VT4 заперт, двигатель вентилятора отключен. При достижении установленной температуры, например 80 Цельсия, напряжение на 4 выв.< 5выв. На выходе DA1-1, 2 выв. высокий уровень. Транзистор VT1 включается до насыщения, подключает -12В к 1выв. DA2, если скорость машины меньше 40 км/час. Таймер вырабатывает импульсную последовательность, у которой отрицательный уровень в два раза короче, чем положительный. Полевый транзистор IRF4905 открывается отрицательными импульсами.  На двигатель поступает импульсный ток. На полной мощности ток двигателя – 7,2А, на треть мощности – 2,5А. Поскольку транзистор VT4 полевый IRF4905 (MOSFET), падение напряжения на открытом транзисторе не более 0,1В. Радиатор для IRF4905 не требуется.  Установка порога включения двигателя вентилятора от температуры – потенциометр R4.
От датчика скорости (инжектор) на схему поступает импульсная последовательность.  Выпрямленное напряжение поступает на вход компаратора. Это напряжение связано со скоростью машины. Больше скорость – больше напряжение. При скорости 40 км/час и более компаратор переключается и своим выходом (13 выв.) блокирует базу транзистора VT1 на общий провод. КАРЛСОН отключается, т.к. встречный поток воздуха достаточен для продувки радиатора. Порог переключения  от скорости машины потенциометр R7.
   2. В качестве датчиков уровня ОЖ применены саморезы длиной 25 – 30мм. Расстояние между саморезами – (20-30)мм., располагаются горизонтально.    К головкам саморезов припаиваются плоские разъёмы (папа). На подводящих проводах плоские разъёмы “мама”. После ввинчивания саморезов в расширительный бачок, стыки промазываются эпоксидным клеем. Датчики располагаются ниже MIN примерно на 10мм.
   Когда датчики погружены в тосол (ОЖ), напряжение на 9выв. компаратора DA1-3 меньше, чем на 8 выв. На выходе DA1-3 14выв. низкий уровень. Транзистор VT3 заперт, таймер DA3 отключен, светодиод HL1 не светится. При понижении уровня ОЖ в расширительном бачке, когда хотя бы один из датчиков теряет контакт с тосолом, напряжение на 9выв. становится больше, чем на 8 выв. Напряжение на выходе DA1-3 14выв. – высокий уровень. Транзистор VT3 открывается до насыщения, подключает -12В к 1 выв. DA3. Таймер вырабатывает импульсную последовательность. Светодиод “моргает” с частотой (0,5 -1)Гц.
     Светодиод, диаметром 3мм красный, установлен у правого торца шкалы указателя температуры. Зелёный с/диод “Карлсон вкл.” установлен у левого торца шкалы указателя температуры. Отверстия в шкале диаметром 3,0мм. С/диод во втулке приклеивается с обратной стороны шкалы. Рядом со с/диодом приклеивается полоска фольгированного стеклотекстолита. Фольга разделена на три контактные площадки, к которым припаиваются с/диод, резистор R23, подводящие провода.
     3.При перегреве двигателя, температура больше 95 Цельсия, напряжение на 6 выв. DA1-2 станет меньше, чем на 7 выв. На выходе компаратора DA1-2 1выв. высокий уровень. Транзистор VT2 открывается, светодиод HL1 светится ровным светом (“не моргает”). Порог включения HL1 от температуры двигателя - потенциометр R5.
    Для подключения блока к бортовой сети применён 7-ми контактный разъём от ЭПХХ ВАЗ. Необходимо вставить пропущенный контакт “мама” в разъём. Номер у контакта, например      OUT –х6, соответствует номеру контакта на разъёме.                        Печатная плата изготовлена по Лазерно-Утюжной Технологии. Подробно и полно описана в Яндексе.
    После переноса рисунка “печать 1”, плату просушить. Как можно точнее накернить и просверлить 2 отверстия диаметром 3мм. Положить плату на рисунок “печать 2 зеркало”, совместить окружность на “печать 2” с отверстием в плате. Далее по инструкции ЛУТ.   

Общий вид готового изделия в корпусе

Так выглядит изделие помещенное в корпус

Вид на собранную печатную плату

принципиальная электрическая схема устройства

печатная плата

схема размещения деталей на плате

Комментарии

Интересная схема, но вот как присобачить ее на карбюраторный двигатель без датчика скорости и тахометра?

Поскольку коробки передач у карб. и впрысковых ВАЗ одинаковы, то можно поставить Датчик Скорости. Про тахометр в схеме ничего не говорится. Есть схема очень простая- таймер + полевый транзистор. В той схеме КАРЛСОН работает постоянно на 1/3 мощности. Схема опубликована на форуме КЛАССИКА. В.Д.