Кулер

Все о компьютерах - железо, сети, программы и многое другое. Вобщем киберпространство для владельцев классики :)
Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Кулер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 5:18:39

вот пара вопросов.
есть вот такой кулер.
http://www.oldi.ru/catalog/element/0161176/
Изображение

1- из него выходить 3 провода. черный красный и желтый. какой из них что? один плюс другой минус, а третий это что?
2- можно ли изменять сторону вращения этого кулера с помощью смены полярности?

ПиНГ
Гуру классиководства
Гуру классиководства
Сообщения: 814
Зарегистрирован: Вс окт 23, 2011 12:26:12
Модель авто: Lada-21074-30 (Сима, цвет - Чёрный жемчуг, 2011 г.р.) Е-3, евроручки Т-А, зеркала Политех, эл.привод замка багажника, Штат 07Х1, а/сиг, а/м, ПТФ Wesem
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Тульская обл.
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 36 раз

Re: куллер

Непрочитанное сообщение ПиНГ » Вт янв 10, 2012 6:01:43

Bemrik писал(а):
1- из него выходить 3 провода. черный красный и желтый. какой из них что? один плюс другой минус, а третий это что?
2- можно ли изменять сторону вращения этого кулера с помощью смены полярности?
Если не изменяет память, то красный это плюс, чёрный - минус, а жёлтый управляет скоростью вентилятора по команде процессора
Я подключал такой через регулируемый блок питания для антенного усилителя, переменой полярности добиться изменения направления вращения мне не удалось :look:

Аватара пользователя
GoBLIN
Отец русского классиководства
Отец русского классиководства
Сообщения: 2183
Зарегистрирован: Ср июн 10, 2009 2:35:42
Модель авто: бэлый 21053'92. Vista SV35 4WD
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: Ачинск. Красноярский край
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 51 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение GoBLIN » Вт янв 10, 2012 6:22:30

смены направления двидения вы не добьетесь, проще его перевернуть. провода идут +, -, и сигнал с датчика оборотов. вентиляторы с управлением скоростью имеют 4 провода

Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 6:27:38

хмм.. а куда подключать провод управления оборотами если у меня есть только +12в??
над их в машину поставить....

Аватара пользователя
Shim
Классиковод со стажем
Классиковод со стажем
Сообщения: 376
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2009 14:21:43
Модель авто: ВАЗ 21074 2005 г.в. двигатель 1,6 БСЗ
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 40 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Shim » Вт янв 10, 2012 6:28:59

GoBLIN писал(а):провода идут +, -, и сигнал с датчика оборотов. вентиляторы с управлением скоростью имеют 4 провода
+1

Никуда в вашем случае подключать не надо. Просто подаете на него +12 в по двум вышеописанным проводам и все. Третий остается незадействованным.

Аватара пользователя
GoBLIN
Отец русского классиководства
Отец русского классиководства
Сообщения: 2183
Зарегистрирован: Ср июн 10, 2009 2:35:42
Модель авто: бэлый 21053'92. Vista SV35 4WD
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: Ачинск. Красноярский край
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 51 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение GoBLIN » Вт янв 10, 2012 6:30:53

Bemrik писал(а):хмм.. а куда подключать провод управления оборотами если у меня есть только +12в??
над их в машину поставить....
на этом куллере нет управления оборотами. можно запитывать от 5, 7, 9 вольт тогда будут другие скорости вращения.

Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 6:33:00

а что за сигнал с дачика оборотов? эт что и как?

а на +14,4в выживет?

ну а так всем спасиб.

и порярностью лучше не баловать? спалить там чтонить смогу или как?

Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 6:33:25

и чем больше напруга тем больше оборотов?

ПиНГ
Гуру классиководства
Гуру классиководства
Сообщения: 814
Зарегистрирован: Вс окт 23, 2011 12:26:12
Модель авто: Lada-21074-30 (Сима, цвет - Чёрный жемчуг, 2011 г.р.) Е-3, евроручки Т-А, зеркала Политех, эл.привод замка багажника, Штат 07Х1, а/сиг, а/м, ПТФ Wesem
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Тульская обл.
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 36 раз

Re: куллер

Непрочитанное сообщение ПиНГ » Вт янв 10, 2012 6:38:52

Bemrik писал(а):и чем больше напруга тем больше оборотов?
:yes:
Говорю же, я его включал через регулируемый блок питания, ты же можешь задействовать только переменник из такого БП

Аватара пользователя
Shim
Классиковод со стажем
Классиковод со стажем
Сообщения: 376
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2009 14:21:43
Модель авто: ВАЗ 21074 2005 г.в. двигатель 1,6 БСЗ
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 40 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Shim » Вт янв 10, 2012 6:40:11

Датчик оборотов стоит в самом кулере, ну какой-нить датчик Холла и счетчик импульсов скорее всего, но это не суть. С помощью этого датчика кулер сообщает на каких оборотах он вращается. Благодаря нему мы, к примеру в BIOS, можем отслеживать скорость вращения вентиляторов. Однако связь односторонняя, т.е. от кулера к материнке

ПиНГ
Гуру классиководства
Гуру классиководства
Сообщения: 814
Зарегистрирован: Вс окт 23, 2011 12:26:12
Модель авто: Lada-21074-30 (Сима, цвет - Чёрный жемчуг, 2011 г.р.) Е-3, евроручки Т-А, зеркала Политех, эл.привод замка багажника, Штат 07Х1, а/сиг, а/м, ПТФ Wesem
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Тульская обл.
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 36 раз

Re: куллер

Непрочитанное сообщение ПиНГ » Вт янв 10, 2012 6:42:34

Shim писал(а): С помощью этого датчика кулер сообщает на каких оборотах он вращается.
Таких тонкостей я не знал, но оставлял третий провод незадействованным.
Переменой полярности вроде спалить кулер не получится, но вращаться он не будет, действительно, проще кулер перевернуть (как я и сделал в своё время)

Аватара пользователя
Shim
Классиковод со стажем
Классиковод со стажем
Сообщения: 376
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2009 14:21:43
Модель авто: ВАЗ 21074 2005 г.в. двигатель 1,6 БСЗ
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 40 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Shim » Вт янв 10, 2012 6:49:41

В обратную сторону запустить скорей всего не получается потому, что от одного питания запитаны и обмотки кулера и микросхема датчика Холла. И если обмоткам побоку какой полярности подана напруга, то датчику это важно, может защитный диод стоит на входе питания. Если так уж принципиально запустить кулер в обратную сторону, то нужно разобрать его и пустить питание обмоток напрямую. Но проще перевернуть сам кулер :yes:
По описаниями максимальная напруга до 20В, так что 14 нормально

Аватара пользователя
рустем
Модератор
Модератор
Сообщения: 11728
Зарегистрирован: Ср фев 17, 2010 18:10:56
Модель авто: семёрка,все остальное в моей теме
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: город трех шурупов
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 1342 раза

Re: куллер

Непрочитанное сообщение рустем » Вт янв 10, 2012 7:29:38

Bemrik писал(а):а на +14,4в выживет?
я как-то ставил кулеры в машину на левый дефлектор печки,спокойно перенесли напругу в 14,4 В,наверно из-за
Shim писал(а):По описаниями максимальная напруга до 20В, так что 14 нормально

Аватара пользователя
zalex
Прописан на semerka.info
Сообщения: 9165
Зарегистрирован: Ср июл 14, 2010 12:23:48
Модель авто: Haval F7, Дядя Федор, 2022 г.в., Аквамарин; LADA219470, Ягода в шоколаде, 2020 г.в., Кориандр; GFK110, Добрая Веста, 2018 г.в., Фантом - продана
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: г. Елец, 48 rus
Благодарил (а): 779 раз
Поблагодарили: 1604 раза

Re: куллер

Непрочитанное сообщение zalex » Вт янв 10, 2012 7:56:23

Shim писал(а): Если так уж принципиально запустить кулер в обратную сторону, то нужно разобрать его и пустить питание обмоток напрямую
Немного не так , по проводам разобрались, а по поводу обмоток там немного по-другому.
Движок на таких вентиляторах - асинхронный. Бегущее магнитное поле на статоре генерирует микрочип, который питается как раз от постоянки +12 В. Ротор этого двигателя - постоянный магнит и в питании не нуждается (отсутствие щеток - упрощение конструкции) . Если есть необходимость пустить кулер в обратную сторону, то мне кажется нужно копать в сторону микрочипа, поменять местами проводки, идущие от статора к чипу. Но зачем? Конфигурация крыльчатки вентилятора такова, что при обратном вращении обдув ухудшится существенно.

Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 16:48:47

zalex писал(а):Конфигурация крыльчатки вентилятора такова, что при обратном вращении обдув ухудшится существенно.
в томто и дело что при дефолтном расположении у меня они на вдув будет работать а надо на выдув, но ставить его легко, а если переворачитвать то пилить много((( ну лад не буду в них лезть лучше переверну.


всем спасиб за советы :beer2: :beer2: :beer2:

Аватара пользователя
707
Классиковод со стажем
Классиковод со стажем
Сообщения: 376
Зарегистрирован: Вс фев 28, 2010 16:06:03
Модель авто: ваз 21074 1.6 2003г бсз,всё сток -продана. ШНива 2011
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Республика Коми г Сыктывкар -Эжва
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: куллер

Непрочитанное сообщение 707 » Вт янв 10, 2012 17:19:01

я себе поставил
Вложения
images.jpg
images.jpg (5.54 КБ) 8017 просмотров

Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Re: куллер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 17:35:12

707
молодец (w00t) (w00t) :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:

еще бы знать что это)

Аватара пользователя
zalex
Прописан на semerka.info
Сообщения: 9165
Зарегистрирован: Ср июл 14, 2010 12:23:48
Модель авто: Haval F7, Дядя Федор, 2022 г.в., Аквамарин; LADA219470, Ягода в шоколаде, 2020 г.в., Кориандр; GFK110, Добрая Веста, 2018 г.в., Фантом - продана
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: г. Елец, 48 rus
Благодарил (а): 779 раз
Поблагодарили: 1604 раза

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение zalex » Вт янв 10, 2012 17:46:49

Bemrik
на картинке выше регулятор частоты оборотов (переменный резистор в красивом корпусе)

вот такой http://www.oldi.ru/catalog/element/0150969/ вентилятор по идее должен крепиться как на вдув так и на выдув. сложностей возникуть не должно

Аватара пользователя
yuriy
Начинающий классиковод
Начинающий классиковод
Сообщения: 176
Зарегистрирован: Чт дек 02, 2010 4:33:15
Модель авто: ВАЗ-21074 (2005г.в.), БСЗ,сига с 2-х сторонней связью"Centurion", электропривод открытия багажника, ПТФ
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: г.Екатеринбург
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение yuriy » Вт янв 10, 2012 17:48:41

Bemrik писал(а):1- из него выходить 3 провода. черный красный и желтый. какой из них что? один плюс другой минус, а третий это что?
красный с желтым соединяешь и на плюс, черный -минус, (можешь желтый просто заизолировать и забыть о нем) тогда красный(+), черный(-)

Аватара пользователя
707
Классиковод со стажем
Классиковод со стажем
Сообщения: 376
Зарегистрирован: Вс фев 28, 2010 16:06:03
Модель авто: ваз 21074 1.6 2003г бсз,всё сток -продана. ШНива 2011
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Республика Коми г Сыктывкар -Эжва
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение 707 » Вт янв 10, 2012 17:59:29

yuriy писал(а):красный с желтым соединяешь и на плюс, черный -минус, (можешь желтый просто заизолировать и забыть о нем) тогда красный(+), черный(-)
нифига.....кр...+ и ж....- тоже работает :tease:

Аватара пользователя
pozitron32
Отец русского классиководства
Отец русского классиководства
Сообщения: 2129
Зарегистрирован: Вс май 08, 2011 20:49:05
Модель авто: BMW 318TI Compact
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 59 раз

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение pozitron32 » Вт янв 10, 2012 18:04:27

Bemrik писал(а): можно ли изменять сторону вращения этого кулера с помощью смены полярности?
Нельзя и пробовать не советую, работал я летом на заводе который охладители воздуха термоэлектрические производит, довелось мне сжечь несколько кулеров из-за ошибки подключения + и -. Про подключение вам уже все рассказали, повторяться не буду.

Аватара пользователя
Bemrik
Прописан на semerka.info
Сообщения: 5092
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2009 22:41:12
Модель авто: Ваз 21053 продан___ Chevrolet Aveo 1,4 сток
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Москва
Благодарил (а): 168 раз
Поблагодарили: 147 раз
Контактная информация:

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение Bemrik » Вт янв 10, 2012 18:06:02

zalex писал(а):вот такой http://www.oldi.ru/catalog/element/0150969/ вентилятор по идее должен крепиться как на вдув так и на выдув. сложностей возникуть не должно
была оговорка что ставлю в машину.
Bemrik писал(а):над их в машину поставить....
поэтому криться то он должен но когда я их изуродую и поставлю в нужные мне отвертися.... поставить в ответные части без особых дороботок отвертия посадочного повернув его будет сложно

Аватара пользователя
yuriy
Начинающий классиковод
Начинающий классиковод
Сообщения: 176
Зарегистрирован: Чт дек 02, 2010 4:33:15
Модель авто: ВАЗ-21074 (2005г.в.), БСЗ,сига с 2-х сторонней связью"Centurion", электропривод открытия багажника, ПТФ
Тип двигателя: Карбюраторный
Откуда: г.Екатеринбург
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение yuriy » Вт янв 10, 2012 18:10:53

707 писал(а):нифига.....кр...+ и ж....- тоже работает :tease:
без разницы куда желтый подцеплять :tease:

Аватара пользователя
707
Классиковод со стажем
Классиковод со стажем
Сообщения: 376
Зарегистрирован: Вс фев 28, 2010 16:06:03
Модель авто: ваз 21074 1.6 2003г бсз,всё сток -продана. ШНива 2011
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: Республика Коми г Сыктывкар -Эжва
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение 707 » Вт янв 10, 2012 18:15:15

Bemrik писал(а):была оговорка что ставлю в машину.
таки у меня в машине

Аватара пользователя
zalex
Прописан на semerka.info
Сообщения: 9165
Зарегистрирован: Ср июл 14, 2010 12:23:48
Модель авто: Haval F7, Дядя Федор, 2022 г.в., Аквамарин; LADA219470, Ягода в шоколаде, 2020 г.в., Кориандр; GFK110, Добрая Веста, 2018 г.в., Фантом - продана
Тип двигателя: Инжекторный
Откуда: г. Елец, 48 rus
Благодарил (а): 779 раз
Поблагодарили: 1604 раза

Re: Кулер

Непрочитанное сообщение zalex » Вт янв 10, 2012 18:18:58

Bemrik
ты сами вентиляторы курочить собрался?

Ответить

Вернуться в «Классиковод за компьютером »

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей